Руководство по эксплуатации электродвигателей

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей

  1. Эксплуатация электромашин производится в соответствии с  “Правилом технической эксплуатации электроустановок потребителей”
  2. Уклонение или не исполнение положений о монтаже и эксплуатации немедленно ведёт к прекращению гарантийных обязательств по ремонту.

Требования безопасности

• К монтажу и обслуживанию электродвигателей должны допускаться лица, прошедшие технический инструктаж и имеющие допуск к работам в электроустановках.

• Запрещается эксплуатация электродвигателей без надёжного заземления и крепления.

• Для заземления следует использовать только предусмотренные на двигателях специальные заземляющие устройства. Болт заземления во вводном устройстве можно использовать для зануления.

• Запрещается монтаж, обслуживание и демонтаж электродвигателей под напряжением.

• Запрещается работа электродвигателей со снятым кожухом вентилятора и крышкой вводного устройства.

• Запрещается длительная работа однофазных электродвигателей без нагрузки, в режиме холостого хода.

• Запрещается эксплуатация электродвигателя без токовой и тепловой защиты.

1. Осмотр двигателя. Проверить соответствие записи на металлической пластине, прикрепленной к корпусу двигателя, записям в техническом паспорте на этот двигатель. Затем приступить к осмотру двигателя. При этом необходимо проверить состояние наружной поверхности двигателя, обратив внимание на состояние покрытия, на отсутствие каких-либо повреждений (вмятин, трещин) на корпусе, подшипниковых щитах и крышках, на выходных концах вала; проверить наличие рым-болтов, заземляющих болтов, наличие и достаточность затяжки всех крепежных болтов на подшипниковых щитах и крышках, кожухе вентилятора, жалюзи, люках; снять крышку коробки выводов и проверить состояние клемм (шпилек) и достаточность затяжки гаек, крепящих наконечники выводов обмоток к шпилькам панели коробки выводов.

Необходимо проверить обозначение (маркировку) выводов электрической машины. В двигателях постоянного тока кроме перечисленного следует проверить: состояние коллектора (отсутствие вмятин, царапин, чистота поверхности); крепление щеточной траверсы; щеткодержатели (исправность пружин) и их шахматное расположение по длине коллектора; отсутствие сколов на щетках и притирку щеток к коллектору. Проверить затяжку крепящих болтов и других элементов двигателя. В процессе осмотра поверхность машины следует протереть сухой тряпкой, а внутреннюю полость продуть сжатым воздухом.

2. Проверка свободного вращения вала “от руки”. При повороте свободного конца вала ротор (якорь) двигателя должен вращаться без каких-либо задеваний (о чем свидетельствуют характерные звуки) и заклинивания. Ротор двигателя должен сделать несколько оборотов. Если имеют место перечисленные неполадки, то это указывает на повреждения, полученные двигателем при транспортировке: нарушение воздушного зазора между статором и ротором (якорем), неполадки в подшипниках. В этом случае двигатель следует разобрать, найти и устранить повреждения.

3. Присоединение заземляющих проводов (шин). Заземляющих проводов должно быть не менее двух (по количеству заземляющих болтов на двигателе); место присоединения заземляющих проводов (шин) должно быть очищено от краски, ржавчины либо другого загрязнения.

4. Измерение сопротивления электрической изоляции обмоток. Известно, что электрическая изоляция обмоток электрической машины обладает гигроскопичностью (влагопоглощением), поэтому при продолжительном нахождении машины на складе либо другом помещении в изоляцию обмоток проникает влага и ее электрическое сопротивление резко снижается. В связи с этим, прежде чем включать двигатель в сеть, необходимо проверить электрическое сопротивление изоляции каждой обмотки относительно корпуса (земли) и сопротивление изоляции между обмотками. Нормы сопротивления изоляции установлены либо в стандартах (ГОСТ), либо в технических условиях (ТУ) на конкретные типы электрических машин с обязательным указанием температуры, при которой должны проводиться измерения.

В соответствии с правилами технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) при температуре изоляции, равной температуре окружающей среды, сопротивление изоляции обмоток низковольтных (Uном < 1000 В) машин переменного тока должно быть не менее 1 МОм, а машин постоянного тока – не менее 0,5 МОм. Измерение сопротивления изоляции выполняют измерительным прибором – мегомметром, состоящим из магнитоэлектрического генератора постоянного тока и омметра. Сопротивление изоляции обмоток с номинальным напряжением до 660 В надлежит измерять мегомметром напряжением 500 В, а для обмоток с более высоким номинальным напряжением – мегомметром с напряжением 1000 В; при номинальном напряжении обмотки 3000 В и выше применяют мегомметры с напряжением 2500 В. Если обмотка соединена с корпусом через конденсатор, то обмотку следует отсоединить от конденсатора.

5. Пробный пуск двигателя. Проверить по прилагаемой схеме или по схеме на крышке вводного устройства правильность подсоединения выводов электродвигателя к сети и отрегулировать токовую и тепловую защиту. Проверить надежность затяжки крепёжных соединений электродвигателя, контактных соединений во вводном устройстве, крепёжных соединений и уплотнений вводного устройства, исправность заземления, легкость вращения вала от руки. Произвести пробный пуск электродвигателя на холостом ходу (Двигатель включают кратковременно на 3-5 с) для проверки направления вращения и исправности механической части (отсутствие стука, задевания, вибрации и т.д.) Для изменения направления вращения на клеммной панели поменять местами два любых провода кабеля питания. Если никаких признаков неисправности  не обнаружилось, то пуск в режиме холостого хода повторяют на более продолжительное время. После пуска на холостом ходу проверить работу двигателя под нагрузкой. При этом измеряют ампераж двигателя.

ГОСТ Р 51689 “Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные мощностью от 0,09 до 400 кВт включительно. Общие технические требования.”